Запряжки лошадей. Какие они бывают
Zveropolis62.ru

Портал про животных

Запряжки лошадей. Какие они бывают

Запряжки лошадей. Какие они бывают

Пpавила запpяжки и седловки лошадей

    4804 просмотра 0 комментариев Содержание

Последовательность оглобельно-дуговой запряжки. Перед запряжкой лошади необходимо проверить состояние обоза (повозки или саней); проверить гужи на хомуте. Отрегулировать длину их так, чтобы при запряжке лошади супонью можно было бы стянуть вместе клещи хомута и укрепить дугу на оглоблях. После этого надевают уздечку на лошадь, застегивают подбородный ремень, вставляют в рот лошади удила. Если дело происходит зимой на морозе, то необходимо, прежде чем вставлять удила в рот лошади, согреть их в руке. Затем на лошадь надевают седелку, делая движение от холки к спине, по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. Хомут надевают на голову лошади клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз. Делать это следует по направлению роста волос гривы. Расправляют шлею и освобождают из-под хомута и шлеи гриву и хвост. Затем берут в одну руку дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую — повод уздечки и выводят лошадь из конюшни.

Перед запряжкой на левую оглоблю надевают чересседельник и подбрюшник на расстоянии примерно 40 — 50 см от конца оглобли. Затем на левый гуж хомута кладут оглоблю, в образовавшуюся петлю вкладывают ветвь дуги и переносят дугу через шею животного. После этого поднимают с земли правую оглоблю, прикладывают ее к правой ветви дуги и обхватывают конец дуги гужом сверху через оглоблю. Дуга должна быть заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобли. Супонь обматывают 2 раза вокруг клещей хомута и затягивают ее так, чтобы клещи сошлись вместе. Если требуется, то для стягивания супони упираются в правую клещу ногой и затягивают супонь силой рук и корпуса тела. Обматывают супонь еще раз, свободный конец ее просовывают между супонью и клещами и протаскивают его под супонь. Подтягивают супонь так, чтобы осталась небольшая петля, протягивают конец супони обратно и оставшийся конец обматывают вокруг петли. Это делается для того, чтобы при необходимости супонь можно было распустить одним рывком. После затягивания супони дуга должна прочно держаться на оглоблях. При ударе рукой дуга не должна отклоняться назад или вперед. Если дуга держится слабо, необходимо ее в обратном порядке снять и укоротить оба гужа. Если клещи стянуть невозможно, то гужи следует прибавить. При этом необходимо следить, чтобы хомут у лошади не сжимал шею, а плотно прилегал к ней. Чересседельник продевают через кольца седелки, пропускают его под правую оглоблю и подтягивают с таким расчетом, чтобы между холкой и хомутом и между шеей и хомутом можно было просунуть 2 — 3 пальца. Конец чересседельника обматывают вокруг оглобли. При этом делают петлю, чтобы ее можно было распустить одним рывком.

Подбрюшник пропускают через шлевку подпруги и туго подтягивают к правой оглобле. Повод, скрестив, перекидывают через шею и продергивают в дуговое кольцо. Можно повод пропустить с одной стороны (безгривой); протягивают его через подбородный ремень уздечки и конец также пропускают через дуговое кольцо, обматывают вокруг дуги или прямо привязывают к оглобле с правой стороны. Повод не должен стеснять движения головы лошади.

Протягивают вожжи поверх чересседельника и гужей по обе стороны шеи и пристегивают вожжи к кольцам удил. Удерживают вожжи в руке и садятся в повозку с правой стороны.

Последовательность постромочно-дышловой запряжки. Постромочно-дышловая запряжка — парная. Ее применяют при работе на лошадях в сельскохозяйственных повозках и орудиях, имеющих дышло. Перед запряжкой лошадей необходимо выровнять постромки, нагрудники и нашильники. После того как на лошадей будут надеты узды и хомуты, их расставляют с правой и левой стороны дышла, в зависимости от их положения в упряжи. Затем на конец дышла или передний валек надевают нашильник и закрепляют его в кольце нагрудника. Нашильники фиксируют положение хомута и натяжение постромок. Нагрудники закрепляют за мочку хомута и за постромки.

Последние закрепляют на вальке в такой последовательности: сначала внутреннюю, а затем наружную постромку. После этого пристегивают вожжи. Постромочная запряжка (без дышла и оглобель) применяется в пристяжке, в сельскохозяйственных орудиях (плуг, борона), на трелевке леса. При выполнении этих работ рекомендуется использовать седелку и чересседельник. Хомут при постромочно-дышловой запряжке должен быть несколько короче, чем при оглобельно-дуговой.

Техника седловки лошади. Лошадь перед седловкой должна быть тщательно вычищена. Необходимо также проверить состояние спины и холки лошади, для чего провести ребром ладони по холке и спине, сжать холку пальцами. Если у лошади имеются намины, она будет реагировать взмахами головы и хвоста, прогибанием спины, приседанием. Затем надевают узду, осматривают потник. Проверяют рукой внутреннюю сторону потника, чтобы убедиться в отсутствии приставших соломинок, кусочков земли, затвердевшего лота. Все это должно быть удалено с поверхности потника. Подходить к лошади следует с левой стороны; в левой руке держат потник и седло. Взяв потник и седло обеими руками, кладут их ближе к холке и сдвигают назад до правильного положения на спине. Если это не удалось сделать сразу, то следует поднять их над спиной и вновь повторить данное движение. Потник должен располагаться без завертываний, средний шов его должен совпадать с серединой седла, равномерно выступать из-под седла спереди и сзади. Затем перекидывают подпруги на правую сторону. Обходят лошадь спереди, расправляют подпруги, переходят вновь на левую сторону и слегка подтягивают подпругу или подпруги, если их две. При использовании лошади под верхом в гористой местности следует пользоваться нагрудником и подхвостьем; с их помощью фиксируют седло на спине лошади. После того как эти предметы надеты на лошадь, подпруги затягивают накрепко. Подходить к лошади, садиться на нее верхом, спешиваться и расседлывать нужно с левой стороны по ходу движения животного.

Техника седловки лошади под вьюк. Прежде всего необходимо осмотреть состояние лошади, выяснить, нет ли наминов спины и нагнетов холки. Затем зачистить лошадь, надеть на нее узду-недоуздок. После этого увязать груз и приступить к седловке. Седло накладывают на спину лошади и закрепляют подпругами. Передняя подпруга находится на расстоянии 10 см от передних ног, а задняя от передней — на расстоянии 12 — 14 см. После этого пристегнуть переднюю и заднюю шлейки к седлу. Переднюю шлейку следует расположить так, чтобы она лежала на середине груди лошади и не соприкасалась с горловым краем шеи, а задняя шлейка должна свободно лежать посредине ягодиц и быть хорошо натянутой (между телом лошади и шлейкой должны свободно проходить три пальца, поставленные на ребро). На спине лошадь способна переносить груз, равный примерно трети ее живой массы. Масса вьюка составляет около 120 кг, из которых два боковых по 40 — 45 кг, а верхний вьюк — 30 — 35 кг. Груз прочно фиксируют на седле; он не должен натирать кожу и нарушать баланса лошади.

При развьючивании лошади выполняют операции в обратном порядке. После снятия груза лошадь сразу не расседлывают и не ослабляют подпруг, вначале ее выводят в течение 10 — 15 мин. Потом ослабляют подпруги и продолжают выводить лошадь еще 15 — 20 мин, пока она не успокоится. Затем снимают седло и лошадь накрывают попоной, Спустя полчаса-час, если погода благоприятная или лошадь стоит в теплой конюшне, с нее снимают попону и предоставляют полный отдых.

Виды упряжи для лошадей

В современном мире экипаж, заправленный в лошадиную упряжь, на улицах городов вызывает бурю эмоций. Мы как будто попадаем в сказку, появляется ностальгия по временам, когда такие повозки сновали по улицам деревень и сел.

Упряжь для лошади

Европейская лошадь является развлечением и удовольствием, а в XIX веке она была незаменимым помощником человека, основной кормилицей в семье крестьянина. Пахота в поле, перевозка людей, товаров — выполнение всей тяжелой работы ложилось на нее. Лошади были первыми помощниками в завоевании земель, в перевозке военной техники, в путешествиях и т.д.

Читать еще:  Трихофития у собак — симптомы, препараты и способы лечения

Те, кто держал в хозяйстве лошадь, понимали, что она поможет обеспечить семью. Каждый человек, независимо от возраста, знал, что для продления жизни скакуна важен не только постоянный уход, но и хорошее оборудование, не перегружающее шею, качественная и верно подобранная по размерам коня сбруя. Какие упряжи для лошади существуют? Можно ли сделать их самостоятельно? На какие критерии обратить внимание при выборе средства управления конем?

Что такое конная упряжь

Такими терминами, как конная упряжь или сбруя, называется совокупность всех приспособлений, обеспечивающих возможность управлять животным, располагаясь за ним в повозке. Другими словами, это название подразумевает комплекс ремней с уздой и вожжами, надеваемый на корпус животного и позволяющий контролировать траекторию движения скакуна. Слово упряжь в словаре имеет следующие синонимы: сбруя, упряжка, запряжка.

Людей, виртуозно владеющих упряжкой лошадей, называют:

Только им достается право посредством вожжей, прикрепленных к узде, управлять лошадью.

Чтобы не причинять боль животному при езде, нужно правильно подобрать и подогнать все элементы, из которых состоит приспособление. Если неправильно затянуть ремни, то при соприкосновении с телом можно получить «ожог» мягких тканей либо другие повреждения. Как следствие работоспособность лошади снизится.

Возникновение и история

По данным археологов, первая конная упряжка была изобретена человеком примерно 2000 лет до н. э. Раз старинные повозки были просты и примитивны, несложно догадаться, что и сбруи были под стать им.

Персы первыми обратили внимание на красоту сбруи. Когда они стали использовать четыре кобылы, запряженные в закрытые повозки, тогда и появилась идея, чтобы смастерить упряжь для лошади, которая одновременно отличалась красотой и позволяла при езде равномерно распределять нагрузку.

Позже конные повозки появились у греков (где их изготовлению уделялось много внимания). Чем хозяин богаче, тем разноцветнее была конская упряжь. У римлян широко распространены были колесницы, оснащенные самыми простыми конструкциями, зато детали сбруи отличались пышностью, были отделаны золотом, также использовались украшения с драгоценными камнями. На аренах такая упряжка лошадей виднелась издалека.

В середине XIX века, в связи с появлением на улицах карет и экипажей снова в моду возвращается красота конской упряжи. В наши дни сбрую на тройке лошадей украшают бубенчиками. Откуда пошла такая традиция, точно неизвестно, но по одной из версий вешались они, чтобы на длительном пути ямщик (кучер) не заснул.

Сегодня коней используют в частном хозяйстве, в спорте и соревнованиях, а так же для развлечений.

Из чего состоит упряжь

Элементы сбруи в каждой экипировке примерно одинаковые, поэтому есть смысл рассмотреть каждый элемент упряжи:

  • Хомут. Пожалуй, это самая важная часть упряжи, задача которой — равномерно распределить вес повозки на шею и плечевой отдел позвоночника скакуна. Размещают этот элемент около холки и вдоль основания шеи. Он не должен мешать скакуну двигаться и правильно дышать. Размеры хомута выбираются не слишком широкие или длинные, чтобы на теле коня не появились повреждения. Крепление, называемое верхний хомутный ремень (ременная дуга), требует постоянной проверки во избежание разрыва.
  • Узда. Одевается узда на голову. Она может быть с одним либо несколькими удилами или без них.
  • Шлея. Использование шлей при передвижении кобылы обеспечивает плотное удержание хомута. Под шлеей подразумеваются кожаные продольные, поперечные и откосные ремни.
  • Вожжи.

Эти упряжные части сбруи обеспечивают дистанционный контроль за лошадью. В комплекте две вожжи, левая и правая (одна длиннее другой). Их края соединяются с удилами.

Изготавливаются рассматриваемые части в виде прочных гладких (без колец и дополнительных застежек) ремней. На конце левой вожжи — пальчиковая петля, на конце правой — пряжка либо отверстие.

  • Подпруга — широкий прочный ремень для крепежа седла.
  • Также в экипировке есть аварийная защелка, при опасности вынимается штырь, и скакун отсоединяется от экипажа.
  • Шоры надеваются на глаза, не задевая их. Нужны эти части сбруи, чтобы исключить отвлекающие факторы для скакуна и обезопасить экипаж.
  • Шородержатели, чтобы от потока воздуха не колебались шоры (нужны, чтобы избежать дополнительного волнения лошади).
  • Оголовье скакунов лучше украшать на один мотив, чтобы группа спереди смотрелась гармонично.

Вот из чего состоит приспособление, которым пользуется тот, кто управляет упряжкой лошадей.

Типы упряжей

Со временем устройство сбруи менялось неоднократно (одна дуга добавлялась, другая убиралась, преобразовывалась), в зависимости от использования и количества животных, запрягаемых в повозку. В настоящее время можно выделить 3 типа упряжи для коней:

  • Сельскохозяйственные. В упряжке одна особь либо пара лошадей.
  • Транспортные. Они многолошадные (от трех и более). Использование — перевозка товара, груза, людей.
  • Выездные или парадные (например, летом — для свадеб, зимой — для саней). В них использовалось разное количество скакунов (2 и более).

Следовательно, в зависимости от предназначения упряжи, стали производить ее изготовление (нужно укрепить основную часть, украсить другую и т.д.).

Разновидности сбруи

В настоящее время существуют следующие виды упряжи:

  • Постромочная. Такая модель не имеет дышла и оглобель, также в ней отсутствует деревянная часть (дуга). Рассматриваемые приспособления чаще всего оборудуют дополнительно ручным тормозом, так как при движении вперед невозможно удерживать повозку (тяга производится за счет хомута и постромок).
  • Комбинированная. Эта вариация приспособлена к большим и сильным лошадям (иногда ее применяют и для быков). Обычно используют по 6-8 скакунов, каждый из которых выполняет свою функцию (они идут друг за другом). Например, пристяжных запрягают с коренниками. Их задача состоит в поворачивании повозки. Коренники — самые сильные и высокие, что позволяет им сдерживать экипаж. В начало ставятся выносные кони, которые и задают темп и траекторию.
  • Тачаночная. На сегодняшний день немного устаревший вид. В центре пара рабочих лошадей запрягается в дышло, боковые кони — за постромки, тачанки не используются. Постромки прикрепляются к вагам.
  • Постромочно-дышловая. Главное в этой упряжи — дышло (используется как регулятор движения и для поворота повозки). Подходит для одноконной и пароконной запряжки.
  • Цуг. Используется шестерка рабочих лошадей, к дышлу прикрепляют коренников, остальные кони в упряжке выносные.
  • Одноконная (европейская упряжь) дуговая и бездуговая. В оба вида запрягается по одной лошади. В бездуговой упряжи вся тяжесть повозки обеспечивается шлеей.

Существуют упряжи 2 видов: нагрудник и хомут. Хомут изготовлен по размеру животного, а нагрудники при помощи пряжек подгоняются под лошадь.

Теперь вы знаете, из чего состоит каждый вид упряжки, следовательно, сможете легко подобрать сбрую для одной или другой цели.

Дешевле при покупке обходится полностью готовая упряжь. Но случается, что не все предметы подойдут для вашего животного, поэтому детали рекомендуют покупать отдельно.

Способы управления лошадьми

Для управления скакуном опытный наездник применяет 3 основные команды:

  • Тело — наклон в сторону, который применит всадник, конь поймет, что от него требуют.
  • Поводья — лошадь направляется в определенную сторону.
  • Шенкель — ноги всадника расположены по бокам лошади.

Дополнительно используют хлыст и шпоры. Хоть хлыст и выглядит устрашающе, он не причиняет вред лошади. Шпоры применяют для усиления действия шенкеля.

Соревнования, скачки и верховая езда

Скачки — это соревнования, которые не могут оставить равнодушными любителей конного спорта. Атмосфера завораживает, но мало кто из публики задумывается, насколько важна техническая сторона: оснащение скакуна упряжью.

Тренировка скакуна, тактика, подготовка упряжи являются основными этапами подготовки к соревнованиям. Любой вид упряжи должен быть безопасным как для человека, так и для животного. В любом случае, будь то прогулка на пони, победа в элитных соревнованиях, простой бег гуськом, завоевание титулов, мастер должен всегда обеспечить безопасность скакунам.

У некоторых народов заведено на лошадь садится без специальных средств. В реальности лучше этого делать не стоит, ведь даже самый покладистый скакун может проявить волнение и агрессию.

Читать еще:  Как узнать что кошка хочет кота

На сегодняшний день существует множество конных клубов, предоставляющих возможность с помощью тренера познакомиться со скакунами, изучить техники езды на них и, соответственно, элементы сбруи. Несмотря на то, что там процесс проходит под наблюдением тренера, нельзя забывать про подготовку (проверить седло, вожжи, вспомнить правильную посадку) и контакт с животным. После того как коня оседлали, не стоит подходить к нему сзади, нужно всегда быть в поле зрения животного.

Верная посадка: расслабленные плечи и руки при прямой спине, носок выше пятки, голова слегка приподнята, взгляд устремлен вперед в центр между ушами. Прогибаться вперед либо назад не следует.

Верховая езда подразумевает позу, при которой нельзя отрывать от седла седалище. Руководить животным нужно корпусом. Например, наклоны всадника вперед побуждают двигаться коня вперед, наклон назад — команда остановиться, наклон корпусом — направление движения. Чтобы не набить себе шишек, нужно двигаться с лошадью в одном темпе. Прежде чем слезть с коня, следует спокойно отпустить повод и достать ноги из стремян.

Инструкция по запряганию скакуна

Надевать сбрую нужно аккуратно, чтобы никакая дуга, из которой состоит сбруя, не натирала нежную кожу скакуна, а жердь не мешала движению. Пошаговое руководство:

  • При надевании нагрудника расстояние над грудиной должно быть примерно с ширину ладони. Хомут надевают через голову вверх ногами (узкий конец вниз). Перевернуть его разрешается только после того, как пролезли уши. Если между хомутом и телом просовывается кулак, значит, он надет правильно.
  • Сбрую надевают на ремни холки, потихоньку затягивая подпругу. Спинной ремень (ременная дуга) проходит по спине ровно, подогнав, его останется соединить с накрупником.
  • Только после расправления хвоста подгоняется и закрепляется спинной ремень. Затем прикрепляются постромки и вожжи пропускают через кольца и соединяются с трензелями. Итак, оголовье на месте, осталось проверить звенья в желобе (они не перекручены в районе подбородной цепи).
  • Дальше пригодится помощник, который будет подталкивать к кобыле повозку (коляску). Оглобли нужно приподнять, только тогда нежная кожа животного не будет задета. Опустив оглобли, надо привязать их к постромкам. Чтобы избежать сильного подъема вверх, петли должны находиться перед скобами. Надо присоединить постромок с шлеей, которая должна оставаться горизонтально (параллельно земле).
  • Напоследок надо подтянуть подпругу.

Распрягать лошадь тоже нужно правильно. Данная процедура производится зеркально запряганию. Освободив коня от повозки, требуется осмотреть упряжь, чтобы она не протерлась, а животное — на наличие телесных повреждений.

Чистка упряжи

Естественно, после работы упряжь пропитана потом, поэтому за ней нужен определенный уход. Чтобы удалить грязь, нужно тщательно вычистить ее руками с использованием намоченной губки.

2 раза в месяц нужно протирать все части сбруи и жердь седельным мылом, предварительно отсоединив их. Затем нужно дать элементам высохнуть естественным способом (без солнечных лучей), иначе они начнут трескаться.

Отмытую упряжь важно смазать воском, кроме кожи высшего сорта (патентованной), которую протирают мягкой подсушенной тканью. Еще после просушки смазывают либо жиром, либо техническим маслом.

Хранение упряжи

После использования необходимо на специально приготовленную вешалку развесить упряжь. Помещение должно быть хорошо проветриваемым.

Чтобы облегчить свои труды и сохранить упряжь, можно использовать вешалки на колесиках, которые подкатываются к скакуну, при этом каждому элементу должен соответствовать отдельный крючок. Нельзя забывать про кнут (если его не распрямлять, он будет изогнут).

Качество ремней — это безопасность при езде. Упряжь должна быть легкой, но прочной, удобной в уходе, а в случае поломки — без сложностей в ремонте.

Перед тем как запрячь лошадь, убедитесь, что сбруя исправна (целы ремни, пряжки, защелки). Также надо проверить с внутренней стороны на наличие мусора или заломов.

Лошадиная упряжь — неотъемлемая часть безопасного экипажа, выбор разновидности которой зависит от вида выбранной повозки. Тому, кто управляет скакунами, придется запомнить, что сбруя должна быть на животном так, как нательное белье на человеке. Только тогда управление не доставит дискомфорта кобыле и кучеру.

Упряжь и запряжка лошадей

Различают конские запряжки хомутные и лямочные. Последние имеют только подсобное значение, и поэтому нет необходимости подробно их описывать.

Хомутные запряжки бывают оглобельно-дуговые, комбинированные оглобельно-постромочные, постромочно-дышловые и постромочные.

Кроме того, применяют еще несколько смешанных видов запряжек: например, троечная или парная запряжка, когда по бокам или только с одной стороны коренника, запряженного в оглобельно-дуговую запряжку, припрягают на постромках пристяжных лошадей; запряжка цугом, когда впереди коренника, запряженного в оглобельную запряжку (с дугой или без дуги), пристегивают на длинных постромках одну или несколько так называемых уносных лошадей.

Оглобельно-дуговая запряжка (рис. 49) применяется, главным образом, в центральных и северных районах нашей страны, при запряжке лошади в оглобельную повозку, а также в сельскохозяйственные орудия, имеющие оглобли. Кроме того, в некоторых областях этот вид запряжки применяется в специально устроенных легоньких оглоблях, скрепленных с вальком, для работы в почвообрабатывающих сельскохозяйственных орудиях, особенно в плугах и окучниках.

Рис. 49. Оглобельно-дуговая запряжка.

Описанная оглобельно-дуговая запряжка имеет несомненное преимущество перед постромочной и для транспортных работ и для работ в почвообрабатывающих орудиях, так как предотвращает выворачивание клешей хомута, в результате чего лошадь может тянуть с большей силой. Нельзя применять этот способ запряжки только на таких работах, как боронование и т. п., при которых резкие толчки вызывают качание оглобель из стороны в сторону и часто приводят к повреждению спины лошади.

Прежде чем запрягать лошадь в повозку, сначала подмазывают колеса и выверяют тяжи; последнее необходимо, чтобы обеспечить правильное положение (направление) оглобель и, таким образом, избежать перекоса хода повозки. Расстояние между передними концами оглобель должно равняться ширине дуги.

Часто, особенно у телег на деревянном ходу, бывает перекос основной части повозки, покоящейся на задних колесах. Наличие перекоса заднего узла повозки устанавливают следующим путем: берут веревку или вожжи, один конец закрепляют спереди на шкворне под подушкой, другой — протягивают сперва до одного конца задней оси (в месте крепления чеки или гайки), а затем до другого. Расстояние от шкворня как до левого, так и до правого конца задней оси должно быть одинаковым. Если при измерении установлено, что эти расстояния неодинаковы, то, следовательно, имеется перекос. Устраняют перекос путем подтягивания соответствующего подтяжка.

Затем проверяют, равная ли длина обоих гужей на хомуте, и только после этого уже запрягают лошадь.

При запряжке лошади в первую очередь надевают уздечку. На сильном морозе, прежде чем вкладывать удило в рот лошади, его согревают в руке, иначе оно прилипнет к губам и языку лошади и повредит слизистую оболочку. Удило, обмотанное марлей или какой-либо материей, согревать не нужно. Затем накладывают седелку, а после этого — уже хомут со шлеей. Хомут надевают на голову лошади в перевернутом положении (нижними концами клещей вверх), на шее, в самом узком месте ее (у головы), хомут поворачивают (по гриве, а не против нее) в нормальное для него положение и доводят до места. Затем расправляют и надевают на лошадь шлею и освобождают из-под хомута гриву. В таком виде лошадь обычно выводят из конюшни, захватив дугу, вожжи и чересседельник с подбрюшником.

Лошадь заводят в оглобли и, прежде чем закладывать дугу, надевают на левую оглоблю сначала чересседельник, а потом подбрюшник. Последний может быть надет и на правую оглоблю, особенно в тех случаях, когда в дороге приходится освобождать чересседельник. Дугу закладывают с левой стороны, при этом левый гуж должен охватывать оглоблю снизу вверх, а правый сверху вниз. После того как дуга заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобель (длина которых должна быть всегда одинаковой), затягивают супонь ровно настолько, чтобы хомут с бoкoв не сжимал шеи, а только плотно прилегал к ней. При этом не следует опасаться, если концы клещей не сойдутся даже на 3-5 см (на 2-3 пальца). Супонь полагается всегда завязывать петелькой, чтобы в случае надобности можно было быстро и легко распустить ее. При затягивании супони обычно приходится упереться ногой в клещу хомута. Нужно следить за тем, чтобы гужи были достаточно туго натянуты и дуга при ударе по ней рукой не отклонялась вперед или назад.

Читать еще:  Эпилепсия у собак

При слабой запряжке хомут выдается вперед дуги во время страгивания тяжелого воза, а при накате воза отклоняется сильно назад. Это не допускается.

Далее подвязывают на правой оглобле, примерно на 40-50 см позади дуги, сначала чересседельник, перекинутый через седелку, и затем подбрюшник, обязательно пропущенный в шлевку подпруги. Чересседельник подтягивают с таким расчетом, чтобы внизу (между хомутиной и шеей лошади) и вверху (между холкой и хомутом) можно было легко просунуть 2-3 пальца плашмя. Подбрюшник надо подтягивать туго. Как чересседельник, так и подбрюшник завязывают только петлей, чтобы их можно было легко и быстро развязать.

Повод, скрестив его, перекидывают по обе стороны шеи лошади или пропускают с одной стороны (свободной от гривы) и, подстегнув его подбородником уздечки, продергивают в дуговое кольцо, а затем обматывают вокруг дуги или прямо привязывают сзади нее за оглоблю с правой стороны.

Повод нельзя подтягивать коротко, так как это сильно мешает свободному движению лошади, особенно во время тяжелой работы. Последними пристегивают за кольца удила вожжи, пропущенные поверх чересседельника и гужей.

Комбинированная оглобельно-постромочная (бездуговая) запряжка применяется, главным образом, в городах и сельских местностях с усовершенствованными дорогами, а также при запряжке в некоторые сельскохозяйственные орудия.

Отличается эта запряжка от описанной выше тем, что лошадь в ней тянет за постромки. Оглобли служат только для направления хода (поворота) и для сдерживания орудия или повозки при спусках с горы и при остановке.

Скрепляют оглобли с хомутом не с помощью гужей и дуги, а специальными ременными или железными гужиками (запряжниками).

Постромочно-дышловая запряжка применяется при работе в пароконных дышловых повозках и во всех сельскохозяйственных орудиях и машинах, имеющих дышло (рис.50). Наибольшее распространение они имеют в южных и юго-восточных районах нашей страны. При запряжке лошадей в дышло парой в первую очередь выравнивают по длине все постромки и нашильники с нагрудниками.

Рис. 50. Пароконная запряжка: 1 — кочеток, 2 — вага, 3 — валек, 4 — постромка, 5 — передняя вага, 6 — нашильник, 7 — нагрудник, 8 — дышло.

Затем надевают на конец дышла или на переднюю вагу нашильники и только после этого пристегивают к валькам сначала внутренние, а потом и наружные постромки.

Дышло должно быть на высоте середины груди лошади. Конец дышла должен настолько выступать вперед, чтобы лошади не могли зацепить за него уздечкой или вожжами. Постромки всегда продевают через петли мочковых ремней шлеи. При запряжке в дышловые одноосные двухколесные сельскохозяйственные машины (сенокосилки, жнейки и пр.), на переднем конце дышла прикрепляют подвижную вагу, к концам которой туго притягивают нашильники. Благодаря этому постромки сильно натягиваются, и дышло приобретает большую устойчивость.

При запряжке лошадей в дышловые четырехколесные сельскохозяйственные машины (например, лобогрейки) и повозки нет необходимости натягивать нашильники так туго.

Весьма часто при работе в дышловых одноосных двухколесных сельскохозяйственных машинах (сенокосилках, жатках и пр.) от давления дышла на хомут получаются повреждения холки и плече-лопаточных сочленений лошади. Чтобы уменьшить давление дышла на хомут и предотвратить этим повреждения, поступают так: надевают на лошадей седелку и подтягивают постромки чересседельником настолько, чтобы они от хомута до чересседельника шли горизонтально. Как показал опыт, при этом значительно повышается работоспособность лошадей и, в частности, увеличивается скорость их движения.

Постромочная запряжка (без дышла и оглобель) является самой простой. Применяется она при использовании лошадей на пристяжке в повозках и, главным образом, во всех без исключения бездышловых сельскохозяйственных орудиях (плугах, боронах и пр.), а также на трелевке (подвозке) леса, в конных приводах, при тяге барж, невода и пр. В этой запряжке, как и в предыдущей, хомут должен быть немного короче, чем при оглобельной запряжке. Применение седелки и чересседельника целесообразно и в этом виде запряжки.

Замена постромочной запряжки легкой оглобельно-дуговой, как это уже отмечалось, повышает работоспособность лошади. Произвести эту замену очень просто.

Для этого, вместо постромок, прикрепляют к вальку легкие оглобли и при запряжке лошади применяют дугу.

Необходимо твердо усвоить, что малейшая неправильность запряжки, неисправность упряжи или плохая подогнанность ее к лошади неизбежно снижают работоспособность последней и зачастую могут вызвать повреждения. Поэтому всегда очень внимательно следят за тем, чтобы при любом виде запряжки каждая часть упряжи была исправна и хорошо подогнана к лошади, а запряжка была произведена правильно.

Важно также во избежание потертости следить за тем, чтобы между шеей и хомутом не попадала грива, особенно свалявшиеся пряди ее. В дождливую погоду хомут и седелку накрывают брезентовым фартуком.

Как правильно запрягать лошадь?

В городе умение запрягать лошадь пригодится немногим. Разве что люди, организующие катание на лошадях как досуг, должные обладать этими навыкам. А вот жители сельской местности до сей поры нередко используют этих животных при ведении своего хозяйства, поскольку кони зачастую дешевле, чем постоянно требующие заправки трактор или автомобиль.

Здесь без умения правильно седлать коня или запрягать лошадь в телегу (летом) или в сани (зимой) уже никак не обойтись. Без должного опыта и знаний запряжка животного может быть сопряжена с определенными трудностями. Чтобы запомнить в подробностях все этапы этого процесса, необходимо проделать его не один и не два, а большое количество раз. Однако, всегда что-то приходится делать впервые. Эта статья как раз и посвящена правильной последовательности этого процесса.

Основные элементы упряжи

Перед тем, как начать запрягать лошадь, необходимо разобраться – что входит в состав её упряжи.

Любая упряжь имеет следующие необходимые элементы:

  • узда. Является основной частью конской сбруи. Её предназначение – управлять лошадью во время движения. Состоит узда из таких элементов: удила, их кольца, затылочный ремень, двух ремня, располагаемые на щеках, один ремень – на подбородок и один – на лоб;
  • хомут. Основное назначение – передача тягового усилия от лошади к повозке. Состоит из: клещей, гужей, самой хомутины, покрышки, подкладки из войлока, горта и кольца. Чтобы избежать сдавливания шеи животного, хомут должен быть свободным;
  • седелка. Специальное приспособление, с помощью которого закрепляют и поддерживают запряжку. С его помощью конь тянет повозку на 15-ть процентов лучше;
  • подпруга. Устройство для крепления седелки к лошади;
  • шлея. Один из важнейших элементов упряжи. С её помощью держится хомут. Она также не дает ему сползать, если лошадь резко ускоряется или, наоборот, тормозит. Состоит из набора ремней, которые регулируют положение лошади в упряжи и удерживают её в ней;
  • чересседельник. Представляет собой ремень, который проходит через седелку и крепится к оглобле повозки. Именно он удерживает хомут, дуги и оглобли на лошадиной спине. Чересседельник также участвует в передаче тягового усилия от животного к повозке;
  • подбрюшник. Крепится под подпругой и закрепляется на оглобле. Выглядит как еще один ремешок;
  • вожжи. Назначение – управление запряженной лошадью;
  • дуга. Последний в списке, но не последний по важности упряжный элемент. Служит для соединения хомута и оглоблей. Крепится дуга с помощью гужей и является эдаким амортизатором, который смягчает удары и рывки повозки, тем самым облегчая работу животного.

Итак, из чего состоит сбруя, разобрались. Пора переходить непосредственно к запряганию лошади в повозку. Этапы этого процесса мы расскажем на примере одноконной русской упряжки.